Корзина

Ваша корзина пуста
 

Купить со скидкой?

Чтобы купить цифровое пианино или цифровой рояль со скидкой 5% - зарегистрируйстесь на нашем сайте (наверху справа) и оформите заказ через корзину. Скидка рассчитается автоматически.
 

Отзывы о нашей компании

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете
 

Справочник терминов

Оглавление

Полифония

Число голосов, которое можно одновременно извлечь из инструмента.

Параметр напрямую связан с работой семплирующей подсистемы, поэтому при использовании наложения тембров полифония обычно делится надвое, а при использовании педали удержания, каждая последующая взятая нота отнимает ещё один голос полифонии, даже, когда она уже взята, хотя встречаются системы, которые из одной клавиши извлекают только одну ноту. Данный эффект называется перезапуском (Retrigger). Иногда при нажатой педали удержания, закончившая звучать нота автоматически освобождает голос под новую, а иногда этого не происходит, но это бывает редко. Наконец, на подавляющем числе систем при исчерпании голосов снимаются самые первые взятые ноты, но в редких инструментах или исходя из настроек, система может просто перестать выдавать новые ноты вообще (например, так работает программный семплер Native Instruments Kontakt).

Семпл

Записанный в цифровом виде образец эталонного фрагмента звучания какого-либо инструмента или другого звука.

Устройство и качество семплирующей системы является основополагающим фактором качества звучания любого цифрового музыкального инструмента. Идеальной семплерной системой можно считать такую, которая выдает отдельно записанный стереосемпл в ответ на каждый отдельный уровень скорости нажатия (Velocity) для каждой отдельно взятой клавиши. В целях экономии памяти обычно используется несколько вариантов семплов с разной яркостью для нескольких уровней Velocity и образец одного звука используется сразу для некоторого диапазона клавиш. транспонирование семпла осуществляется изменением частоты дискретизации семпла при воспроизведении. На дешевых инструментах иногда можно услышать эффект «обуратинивания» звука на некоторых клавишах. Это говорит о слишком большом выбранном диапазоне клавиш, для которого используется один семпл. Также, иногда можно услышать очень разный по характеру звук на двух соседних клавишах. Это говорит о том, что семплы были неаккуратно подобраны и именно в этой точке проходит граница соседних диапазонов.

Звуковая система качественного цифрового фортепиано должна не только уметь работать с семплами, но и воспроизводить эффект симпатического резонанса при нажатии и полунажатии педали и другие «живые» эффекты. Полной аутентичности звучания можно достичь только при сложнейшем виртуальном моделировании работы фортепиано, в котором использование семплов занимает важное, но не лидирующее положение.

MIDI

Механизм взаимодействия цифровых музыкальных инструментов.

Дословно MIDI (Musical Instruments Digital Interface) переводится как «цифровой интерфейс музыкальных инструментов». В понятие «интерфейс» здесь вложены алгоритмы кодирования и декодирования нотных и управляющих данных при передаче от одного устройства к другому вплоть до отдельных блоков устройств. Полное описание MIDI занимает достаточно обширную серию статей, поэтому опишем этот механизм вкратце:

Любое действие исполнителя может быть описано как произошедшее во времени событие имеющее некие свойства, например, нажатие клавиши определенной высоты с определенной скоростью нажатия. Принимающий такие данные звукогенератор может, исходя из них, определить, какой нужно воспроизвести звук. Именно такого рода данными оперируют любые «полифонические» мобильные телефоны, семплеры, MIDI-часть звуковых карт и, разумеется, синтезаторы и цифровые фортепиано.

Для того, чтобы описать аранжировку композиции в такой «командной» форме требуется сравнительно малое количество данных, что было очень важно, когда изобретался стандарт этого замечательного формата, т.к. пропускная способность и скорость цифровых каналов была низкой а память была очень дорогой. Таким образом, если имеется семплерная (или иная) музыкальная система с MIDI-интерфейсом, то для того, чтобы заставить устройство играть музыку, не потребуется внушительное пространство памяти, которого требует оцифрованный звук, а требуется лишь пространство под сравнительно маленькие семплы, микропрограмму и, собственно, сами MIDI-данные.

Ориентировочно, 3-х минутная композиция в CD-формате занимает 32 Мбайта памяти (по 2 байта на один отсчет, 44100 отсчетов в секунду, 180 секунд, 2 канала), а MIDI-композиция будет при этом занимать примерно до 200 Кбайт при самой насыщенной аранжировке. Неплохую воспроизводящую микропрограмму и семплы можно уместить в 6-ти Мбайтах, таким образом, в тех же 32 Мбайтах можно уместить уже не одну композицию, а 150-600 композиций. И это ещё в несжатом виде.

Наконец, MIDI-данные можно редактировать простыми (часто встроенными в инструмент) средствами, а возможности редактирования колоссальны: изменение высоты или громкости отдельной взятой ноты, удаление или добавление ноты, нажатие/отпускание педали, сдвиг всех этих событий во времени, изменение темпа всей композиции или ее части, добавление партий и т.д. В общем, из плохо сыгранных партий можно сделать идеально ровное, техничное и отстроенное под определенный инструмент музыкальное произведение.

Благодаря этим свойствам, MIDI и его небольшие расширения стали эксклюзивными стандартами для хранения и передачи музыкальных (но не звуковых) данных.

Формат General MIDI является стандартизированной спецификацией, в которой четко указан ряд правил, по которым должны интерпретироваться MIDI-данные. Среди них: Четкая привязка звучания инструментов к номеру программы (их 128), стандартное расположение типов ударных инструментов на клавиатуре, Стандартное назначение контроллеров, имеющих определенные номера, четкая привязка номеров нот к их высоте и т.д.

Другие форматы: GM2, XG (Yamaha), GS (Roland) и подобные, являются расширениями стандарта General MIDI, то есть, включают в себя все свойства GM, но обладают большими наборами программ, контроллеров и возможностей.

Секвенсер

Устройство записи, хранения, редактирования и воспроизведения MIDI-данных.

Секвенсер (Sequencer) — это, фактически, «магнитофон» синтезатора. Действия исполнителя переводятся в MIDI-формат и хранятся в памяти в компактном виде, иногда доступные для сохранения на внешний носитель и редактирования. При воспроизведении эти данные передаются непосредственно, звукогенератору и инструмент играет «сам».

Секвенсоры бывают как аппаратные, то есть, встроенные в музыкальный инструмент, так и программные в виде приложений для персонального компьютера (хотя на самом деле и те и другие представляют собой именно программный код). Перечислять случаи, когда наличие секвенсера окажется полезным, даже нет смысла, они очевидны любому музыканту и звукорежиссеру. Часто производители называют секвенсер «рекордером».

Основные параметры секвенсора — это:

  • Количество отдельных композиций («песен»), которые он может хранить;
  • Аоличество дорожек, на которые можно записать отдельные партии;
  • Суммарное количество MIDI-событий (см. MIDI), которое можно записать во всех партиях и песнях;
  • Разнообразные функции редактирования.

Арпеджиатор

Функция преобразования аккордов в арпеджио.

Арпеджио — это последовательность нот, исполняемая по ступеням определённого аккорда. Арпеджиаторами называются программные функции музыкального инструмента, позволяющие играть серии арпеджио исходя из взятого исполнителем аккорда. Как правило, алгоритм арпеджиатора можно настроить под требуемую задачу. Изменяется обычно ширина диапазона (Продолжение арпеджио в соседних октавах), направление (вниз, вверх, туда-сюда, случайным образом, прыжками через ступень и т.п.). Также, в продвинутых реализациях можно задать число одновременно берущихся соседних ступеней аккорда и другие настройки.

Автоаккомпанемент

Функция воспроизведения управляемого исполнителем аккомпанемента.

Автоматический аккомпанемент — это основанная на MIDI (как и арпеджиатор, «session partner»-ы и другие подобные функции) программная система сопровождения исполнителя аккомпанементом.

Общая схема работы проста: клавиатура делиться на независимые зоны, в одной из которых исполнитель может играть одну партию, а в другой — брать аккорды, задающие гармонию.

Автоаккомпанемент распознает взятые аккорды (до различных пределов и различными способами) и в соответствии с ними исполняет циклическую аранжировку сопровождающую исполнителя.

Как правило, функция часто позволяет украсить однообразный рисунок разными «сбивкамиraquo;, концовками, вступлениями и иногда даже небольшими соло (Например на инструментах Technics и Yamaha).

Композер

Функция создания пользовательского автоаккомпанемента

Композер — это комплекс для создания собственного стиля автоаккомпанемента, включающий в себя секвенсер и набор настроек, оптимизированный именно для создания паттернов (пассажей, которые можно циклически воспроизводить).

Динамические кривые

Механизм коррекции зависимости громкости звука от скорости нажатия

В формате MIDI, громкость отдельно взятой ноты в подавляющем большинстве случаев, связана со скоростью нажатия соответствующей клавиши и делится на 128 уровней, включая нулевой, то есть отсутствие звука.

Все клавиатуры разные. Инструменты тоже. Некоторым исполнителям может быть непривычен механизм клавиатуры и динамика композиции может сильно отличаться от той, к которой исполнитель привык.

Идеальная клавиатура должна воспринимать весь разумный диапазон возможных скоростей нажатия и равномерное передавать соответствующие им значения контроллеру Velocity, который, в свою очередь, управляет громкостью ноты. На практике это не так.

Как известно, на большинстве механических фортепиано громкость распределена очень неравномерно: исполнять что-либо пиано очень сложно, для этого требуется хорошая техника, далее диапазон стремительно расширяется до меццо-форте, после чего снова сужается и разница между громкостью форте и фортиссимо проявляется скорей в резкости атаки звука, чем в объективной громкости.

Клавиатуры цифровых инструментов обычно обладают большим диапазоном в середине, но имеют ощутимый верхний предел. Тем, кто привык играть аккуратно и технично, было бы приятно, если бы клавиатура обладала большим диапазоном на нижних громкостях и наоборот, темпераментному исполнителю хотелось бы иметь возможность выразительно играть на самых больших громкостях.

Для такой подстройки придуман механизм динамических кривых, часто называемых «уровни чувствительности клавиатуры», «уровни динамического отклика», забавным понятием «кривые динамики» и подобно. Смысл состоит в том, чтобы изменять получаемые от клавиатуры значения Velocity в соответствии с неким нелинейным графиком (как правило, логарифмическим) и выдавать полученные значения уже к звуковой части инструмента. При этом важно то, что меняется не механика самой клавиатуры, а лишь зависимость громкости от скорости нажатия.

Обычный набор кривых включает в себя «легкий», «нормальный», «тяжелый» тип «чувствительности» и отсутствие динамики вообще.

Скорость нажатия

Этот термин обозначает то, что мы привыкли называть силой нажатия клавиши или экспрессией. Поскольку громкость звука зависит от резкости удара, то есть времени, за которое клавиша будет нажата, то правильнее называть этот параметр именно скоростью нажатия (Velocity).

Режимы клавиатуры

Расширение возможностей исполнения за счет управления несколькими инструментами с одной клавиатуры.

Обычно все 88 (или 61, 76, 49...) клавиш управляют одним выбранным тембром. Иногда возникает необходимость играть одновременно разными тембрами.

Раньше можно было видеть таких клавишников, как Rick Wakeman, Keith Emerson, Tony Banks обставленных рядами стоящих углом друг к другу инструментов. Это вовсе не гигантизм, а элементарное желание иметь возможность одновременно играть, скажем, на органе и синтезаторе, которые тогда не хранили никаких настроек. По левую руку обычно располагалось фортепиано, клавинеты и полифонические синтезаторы. По правую — один или два монофонических синтезатора-«свистка», а по середине электроорган. В более компактном варианте инструменты ставились один на другой.

Сейчас можно сильно упростить себе жизнь и сэкономить на инструментах благодаря функциям Split и Dual (разделение и наложение)

Технически эти режимы являются очень упрощенным вариантом схемы создания зон клавиатуры, для каждой из которых назначается собственный MIDI-канал и диапазон клавиш. На профессиональных MIDI-клавиатурах и рабочих станциях таких зон можно создать от двух до восьми и более, причем они могут как угодно взаимно перекрываться. Типичный пример огромного разделения клавиатуры — это режим ударных инструментов, когда каждая клавиша управляет отдельным барабаном.

В цифровых фортепиано обычно используется всего 2 зоны, которые работают в 3-х режимах.

  • Обычный: использование только одной зоны по всему диапазону клавиш, с которой управляется один тембр.
  • Разделение: клавиатура делится на две части, каждая из которых может управлять отдельным инструментом. Иногда точка разделения клавиатуры может изменяться исполнителем, но зоны не возможно перекрыть между собой, т.к. для простоты использования отдельной настройки диапазонов просто не предусмотрено. Как правило, этот же режим используется во время автоаккомпанемента: левая зона управляет гармонией, а правая позволяет играть ведущую партию.
  • Наложение: Это как раз тот случай, когда одна зона полностью перекрывает другую по всему диапазону, но теперь при нажатии каждой клавиши извлекаются ноты сразу двух тембров.
Создание Интернет-магазина Digitalpiano.ru - PHPShop. Все права защищены © 2003-2017.